Дорогие друзья! В рамках онлайн-проекта «#У_дачный _сезон» предлагаем Вам интересные факты о тёрне.
Тёрн, или Терновник, или Слива колючая (лат. Prúnus spinósa) — небольшой колючий кустарник; вид рода Слива подсемейства Сливовые семейства Розовые. Высота тёрна составляет 3,5—4,5 м. Разрастаясь и расширяясь при помощи корневых отпрысков, тёрн образует густые колючие и труднопроходимые заросли. Растёт преимущественно в лесостепи, нередко по опушкам леса, на лесосеках. В Крыму и на Кавказе встречается до высот 1200—1600 метров над уровнем моря.
Плоды — округлые однокостянки, похожие на сливу, с сизым восковым налётом, диаметром 12 мм. Плоды созревают в августе-сентябре и держатся на кустарнике всю зиму до весны. По вкусу плоды терпко-кислые, созревают поздно, но растение плодоносит ежегодно и обильно. После первых заморозков терпкость уменьшается, и плоды становятся вкуснее и пригодны в пищу в свежем виде. Из них делают варенье, компот, уксус, квас, добавляют в супы для подкисления.
Слово «тёрн» восходит к праславянскому языку (*tьrnъ) и переводится как «колючка».
Человек узнал о существовании терна очень давно, он был известен во времена существования Древнего Рима и Древней Греции. Шипы такого кустарника в христианстве считают символом страдания Иисуса Христа. Куст терна, объятый огнем, упомянут и в Священном писании: «И явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает… и воззвал к нему Бог из среды куста и сделал его предводителем своего народа».
Цитаты со словом «терновник» в художественной литературе:
Он видел, что ему, выбравшись из бурьяна, стоило перебежать поле, за которым чернел густой терновник, где он считал себя безопасным, и, пройдя который, он по предположению своему думал встретить дорогу прямо в Киев. Поле он перебежал вдруг и очутился в густом терновнике. Сквозь терновник он пролез, оставив, вместо пошлины, куски своего сюртука на каждом остром шипе, и очутился на небольшой лощине. Верба разделившимися ветвями преклонялась инде почти до самой земли. (Николай Гоголь, «Вий», 1841);
Кроткая жена священника и красавицы дочери сидели у окна и смотрели поверх кустов садового терновника на бурую пустошь. Что же они там видели? Они видели гнездо аиста, лепившееся на крыше полуразвалившейся хижины. Вся крыша поросла мхом и диким чесноком, и покрывала-то хижину главным образом не она, а гнездо аиста. И оно одно только и чинилось — его держал в порядке сам аист. ( Ганс Христиан Андерсен, «Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях», 1859);
А Кролик отвечает так смирно, послушно:
— Делай со мной что хочешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросить меня в этот терновый куст. Жарь меня, как хочешь. Братец Лис, только не бросай меня в этот терновый куст.
— Пожалуй, слишком много возни с костром, — говорит Лис. — Пожалуй, я лучше, повешу тебя, Братец Кролик.
— Вешай, как хочешь высоко, Братец Лис, — говорит Кролик, — только бы ты не вздумал бросить меня в этот терновый куст.
— Верёвки-то у меня нет, — говорит Лис, — так что, пожалуй, я утоплю тебя.
— Топи меня так глубоко, как хочешь, Братец Лис, — говорит Кролик, — только не бросай меня в этот терновый куст.
Но Братец Лис хотел расправиться с Кроликом покрепче; — Ну, — говорит, — раз ты боишься, как раз и брошу тебя в терновый куст.
( Джоэль Чандлер Харрис, «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса», 1881);
В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь. Ну, правда, было еще одно сливовое деревце, был участок малины (шагов до десяти в ширину и длину), были кусты черной смородины вдоль огородного тына (кустов, я думаю, до пятнадцати), немного вишенья, уголок непроходимых джунглей из колючих деревьев и кустов терновника. (Владимир Солоухин, «Смех за левым плечом», 1989).